• • • • • • • • • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Требования к результатам освоения Образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка. Освоение Образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Реализация образовательных целей и задач Образовательной программы направлена на достижение целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные характеристики развития ребенка. Основные характеристики развития ребенка представлены в виде изложения возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного детства. К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: К трем годам ребенок: ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: К восьми годам: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и • • • радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; • • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Настоящие целевые ориентиры предполагают, формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности и выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Планируемые результаты освоения Программы по каждому возрастному периоду Планируемые результаты освоения программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. 3 года: Социально – коммуникативное развитие: Знает назначение бытовых предметов и самостоятельно или с помощью взрослого выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, владеет доступными самообслуживания. Принимает участие в играх, проявляет интерес к игровым действиям сверстников. Проявляет интерес к окружающему миру природы и миру предметов. Стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляет самостоятельность в бытовом и игровом поведении. Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях. Появляются игры, в которых ребёнок активно воспроизводит действия взрослого. Познавательное развитие: Ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечён в действия с игрушками и другими предметами. Ребенок имеет первичные представления о себе: знает свое имя, свой пол, имена членов своей семьи. Речевое развитие: Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение. Может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Знает названия окружающих предметов и игрушек. Может по просьбе взрослого рассказать об изображенном на картине, об игрушке, о событиях из личного опыта. Художественно – эстетическое: Ребёнок пытается создавать простейшие изображения на основе линий, пятен, простых форм. Называет основные цвета, 2-3- формы, проявления величины. Освоил некоторые изобразительно – выразительные и технические умения, способы создания изображения. Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картин, стремится двигаться под музыку, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, различает веселые и грустные мелодии. Физическое развитие: У ребёнка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание, подлезание и пр.). Проявляет желание играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. 4 года: Социально – коммуникативное развитие. Принимает участие в играх, проявляет интерес к игровым действиям сверстников, к игровому общению. Активно осваивает способы ролевого поведения: называет вою роль и обращается к сверстнику по имени игрового персонажа. Вступает в ролевой диалог с воспитателем и со сверстником, называет игровые действия в ответ на вопрос воспитателя. Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Имеет навыки организованного поведения в детском саду, на улице. Способен самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности. Имеет представление о себе: (имя, возраст, пол), первичные гендерные представления. Называет членов семьи. Знаком с некоторыми профессиями. Проявляет стремление отражать содержание хозяйственно- бытового труда в игре с использованием реальных предметов и предметов – заместителей. Проявляет самостоятельность в самообслуживании. Познавательное развитие. Проявляет интерес к предметам ближайшего окружения, их свойствам, рассматривает, обследует предметы, по – разному действует с ними по предложению взрослого или по собственной инициативе. Использует известные поисковые действия, помогающие понять некоторые особенности объектов, явлений природы. Различает и называет некоторых животных разных групп, деревья, кустарники, травы. Определяет основное строение, некоторые особенности органов, замечает признаки живого, движение питание, состояние по сезонам. С удовольствие включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослым, проявляя эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов. Способен целенаправленно наблюдать за объектами в процессе организованного восприятия. Умеет выполнять простейший сенсорный анализ, выделяя с помощью взрослого наиболее ярко выраженные в предметах качества и свойства. Включается в деятельность взрослых по уходу за растениями и животными. Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что – то выполнить сам. Выделяет и называет форму, размер предметов, находит предмет по указанным свойствам, сравнивает и обобщает. Самостоятельно выявляет отношения равенства и неравенства по размеру и количеству путём практического сравнения, зрительного восприятия. Речевое развитие. Ребёнок вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: обращается с просьбой, Сообщением о своём состоянии, желании, событии; понимает обращённую к нему речь, Отвечает на вопросы, используя простые распространённые предложения. Умеет посредством речи налаживать контакты, включается в игровое общение, используя речевую активность. Использует в общении общепринятые простые формы этикета. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи; пересказывает знакомые короткие сказки, читает стихи, рассказывает потешки. Обсуждает прослушанное произведение, отвечает на вопросы по содержанию. Участвует в разговорах во время рассматривания предметов, картин, наблюдений за объектами, правильно называет предметы бытового назначения, объекты природы ближайшего окружения. По вопросам воспитателя составляет рассказ по картине из 3-4 предложений. Речь эмоциональна. Ребёнок слышит интонационно выделяемый звук в словах и предложениях. Художественно – эстетическое развитие. Создаёт простейшие изображения на основе линий, штрихов, пятен, простых форм. Эмоционально откликается на произведения изобразительного искусства, на красоту окружающих предметов, мир природы, испытывает чувство радости. Различает и верно называет основные цвета и некоторые оттенки, формы, проявления величины, пространственные отношения. Освоил некоторые способы создания изображения. Пытается в рисовании, лепке, аппликации передать сходство с реальными предметами, обогащает образ выразительными деталями. Активен при создании индивидуальных и коллективных композиций в рисунках, лепке, аппликации. Ребёнок с интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения. Различает ритмы музыки и пытается передавать их в движении. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступный возраст музыкальные произведения, различает весёлые т грустные мелодии, пытается выразительно передавать игровые и сказочные образы. Проявляет интерес к участию в праздниках, постановках, совместных досугах и развлечениях. Физическое развитие. Владеет соответствующими возрасту основными движениями. Сформирована потребность в двигательной активности: положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности. Проявляет интерес к участию в совместных в Подвижных играх и физических упражнениях. Пользуется физкультурным оборудованием вне занятий. Проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и поведения. Стремится соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. С удовольствием выполняет культурно – гигиенические положительно настроен на выполнение элементарных самообслуживания, радуется своей самостоятельности и результату. 5 лет: Социально – коммуникативное развитие. Ребёнок активен в самообслуживании, стремится помогать взрослому в организации процесса питания, режимных моментов. В играх наблюдается разнообразие сюжетов. Ребёнок называет свои игровые действия, называет роль до начала игры, обозначает свою новую роль по ходу игры. Вступает в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задаёт их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, ведёт диалог с игрушками, комментирует их «действия», говорит разными голосами за разных персонажей. Проявляет самостоятельность в выборе и использовании предметов – заместителей, с интересом включается в ролевой диалог со сверстниками, может вести ролевой диалог с игрушкой – партнёром. Проявляет интерес к игровому экспериментированию с предметами и материалами. В играх с правилами принимает игровую задачу, проявляет интерес к результату, выигрышу. Доброжелателен в общении с партнёрами по игре. Выполняет правила общения со взрослыми. Внимателен к словам и оценкам взрослых, стремится к положительным формам поведения. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Понимает и словесно выражает некоторые свои эмоции, может рассказать о том, что умеет делать самостоятельно, положительно оценивает свои возможности. Ребёнок самостоятелен в самообслуживании, сам ставит цель, видит необходимость выполнения определённых действий и достижения результата. Стремится к выполнению трудовых обязанностей, охотно включается в совместный труд со взрослыми или сверстниками. Познавательное развитие. Ребёнок проявляет интерес к познанию, обследованию незнакомых предметов, рассматривает, обследует предмет, по - разному действуя с ним по собственной инициативе, активно обсуждает с детьми и взрослым сам процесс и результаты обследования. экспериментировать, с удовольствием включается исследовательскую деятельность, организует собственную деятельность по исследованию свойств и качеств предметов и материалов. Способен к целенаправленному наблюдению за объектами в процессе организованного взрослым восприятия и самостоятельной деятельности. Проявляет любознательность: задаёт разнообразные поисковые вопросы, высказывает мнения, делится впечатлениями, стремится отразить их в продуктивной деятельности. Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя не только наиболее выраженные, но и скрытые в предметах качества и свойства. Понимает слова, обозначающие свойства предметов и способы обследования, верно использует их в своей речи. Адекватно передаёт отношение цветов, размеров, форм, пропорции, структуру в изобразительной и конструктивной деятельности. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни. Называет геометрические формы, размеры, сравнивает предметы, сосчитывает, группирует по признакам сходства и различия. Речевое развитие: Ребёнок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнаёт новую информацию, выражает просьбу, желание, без напоминания взрослого здоровается, прощается, благодарит и т.д. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задаёт встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносит чётко, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и стихи, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Ребёнок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Просит взрослого прочитать новое литературное произведение, охотно его обсуждает, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, объясняет мотивы поступков героев. Имеет представление об особенностях литературных жанров: загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица. Пересказывает знакомые и вновь прочитанные выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает короткие описательные загадки. Художественно – эстетическое развитие: Ребёнок проявляет желание общаться с прекрасным, любит заниматься изобразительной деятельностью со взрослым и самостоятельно. Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые свойства выразительности, соотносить воспринимаемое с собственным опытом. В процессе собственной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого, правильно использует материалы и инструменты. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности (в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ. Ребёнок может установить связь между средствами выразительности и содержанием музыкально – художественного образа. Владеет элементарными вокальными приёмами. Чисто интонирует попевки в пределах знакомых интервалов. Накопленный на занятиях музыкальный опыт переносит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении. Физическое развитие. Ребёнок гармонично физически развивается, в двигательной деятельности проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость. Уверенно и активно выполняет основные элементы техники основных движений, общеразвивающих и спортивных упражнений, свободно ориентируется в пространстве. Проявляет интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями, Настойчивость для достижения хорошего результата, потребность в двигательной активности. Переносит освоенные упражнения в самостоятельную деятельность. Самостоятельная двигательная деятельность разнообразна. Ребёнок самостоятельно играет в подвижные игры, активно общаясь со сверстниками и воспитателем, проявляет инициативность, контролирует и соблюдает правила. Проявляет элементарное творчество в двигательной деятельности: видоизменяет физические упражнения, создаёт комбинации из знакомых упражнений, передаёт образы персонажей в подвижных играх. Осуществляет перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру, соблюдает правила здоровьесберегающего и безопасного поведения во взаимодействии со сверстниками. 6 лет. Социально – коммуникативное развитие. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнёров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнёрам. Эмоциональный фон общения положительный. Распределяет роли до начала игры и строит своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей роли. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. В играх с правилами действует в точном соответствии с ними. В игре решает спорные вопросы и улаживает конфликты с помощью речи: убеждает, доказывает, объясняет. Заботится о младших, помогает им, защищает тех, кто слабее. Может сам или с небольшой помощью взрослого оценивать свои поступки и поступки сверстников. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения в детском саду и на улице. В повседневной жизни самостоятельно использует в общении «вежливые» слова. Владеет навыками самообслуживания. Ребёнок осмысленно проявляет интерес к правилам безопасного поведения, умеет соблюдать их. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций. Ребенок знает и называет свое имя и фамилию, имена и отчества родителей. Знает, где работают родители, как важен для общества их труд. Знает семейные праздники. Имеет постоянные обязанности по дому. Может рассказать о своем родном городе, назвать улицу, на которой живет. Имеет представление о стране, столице, флаге, гербе, мелодии гимна Познавательное развитие: Ребёнок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств. Использует различные источники информации (кино, литература и др.). Умеет рассматривать и обследовать предметы, осознанно используя разные органы чувств. По собственной инициативе организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов. Умеет целенаправленно наблюдать за объектами в самостоятельной деятельности. Умеет выделять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства (не менее 4-5). Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает своё мнение по поводу их решения. Владеет основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счётом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия. Ориентируется в окружающем пространстве, понимает смысл пространственных отношений. Умеет устанавливать последовательность различных событий. Способен конструировать по собственному замыслу. Может использовать простые схематичные изображения для решения несложных задач, строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Способен рассуждать и давать адекватные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Речевое развитие: Ребёнок активно общается со сверстниками и взрослыми. Проявляет познавательную и деловую активность. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории и рассказывать их сверстникам и взрослым. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством, использует синонимы и антонимы, безошибочно пользуется словами и понятиями. Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища, делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы. Проявляет стремление к постоянному общению с книгой. Различает основные жанры литературных произведений, имеет представления о некоторых их особенностях. Активно и творчески проявляет себя в игровой деятельности по литературному произведению, в сочинении загадок, сказок, рассказов. Художественно – эстетическое развитие. Любит рисовать, лепить, создавать конструктивные постройки и аппликации, делает это по собственной инициативе. Понимает художественный образ, обращает внимание на наиболее яркие средства выразительности (цвет, ритм, композицию и др.), некоторые особенности построения композиции в произведениях живописи и графики, средства архитектуры, декоративно – прикладного искусства. Уверенно использует освоенные техники, создаёт оригинальные выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности. Может организовать рабочее место; проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах музыки. Проявляет себя в разных видах музыкальной исполнительской деятельности. Активен в театрализации. Участвует в инструментальных импровизациях. Физическое развитие. Ребёнок гармонично развивается, его двигательный опыт богат (объём освоенных основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений). В двигательной деятельности проявляет хорошую выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость. В поведении чётко выражена потребность в двигательной деятельности и физическом совершенствовании. Проявляет высокий, стойкий интерес к новым и знакомым физическим упражнениям, избирательность и инициативу при выполнении упражнений. Уверенно, в заданном темпе и ритме, выразительно выполняет упражнения. Способен творчески составить несложные комбинации из знакомых упражнений. Проявляет необходимый самоконтроль и самооценку. Стремится к лучшему результату, осознаёт зависимость между качеством выполнения упражнения и его результатом. Способен самостоятельно привлечь внимание других детей и организовать знакомую игру. В самостоятельной деятельности ребёнок с удовольствием общается со сверстниками, проявляя познавательную и деловую активность, эмоциональную отзывчивость. Ребёнок мотивирован к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Имеет представления о своём здоровье, знает, как можно поддержать, сохранить и укрепить его, решает некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного поведения: умеет обслужить себя и владеет полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены, умеет определить состояние своего здоровья, владеет культурой приёма пищи, проявляет интерес к закаливающим процедурам и спортивным упражнениям. Ребёнок проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Умеет соблюдать их в подвижных играх, в спортивном зале, на улице и т.д. 7 лет. Социально – коммуникативное развитие: Проявляет интерес к разным видам игр. Выражены индивидуальные предпочтения к тому или иному виду игровой деятельности. Поведение ребёнка устойчиво положительно направлено. Ребёнок владеет правилами способами культурного поведения в детском саду, в семье, в общественных местах. Ребёнок доброжелательно настроен по отношению к взрослым и сверстникам, охотно вступает в общение, стремится к взаимопониманию. Умеет объяснить свои игровые замыслы. Хорошо взаимодействует со сверстниками, может договориться о совместной деятельности, включиться в сотрудничество, радуется общим результатам. Внимателен к эмоциональному и физическому состоянию людей, хорошо различает разные эмоции, по собственной инициативе проявляет участие, заботу о близких и сверстниках. Проявляет познавательный интерес к истории своей семьи, социальным явлениям, к миру профессий. Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран, населения, природы планеты). Владеет трудовыми умениями, достигая качественных результатов. Посильный повседневный труд стал для ребёнка привычкой; он инициативен, проявляет ответственность и добросовестность, хороший организатор и помощник, труд ребёнка результативен, основан на самоконтроле. Освоил отдельные правила безопасного поведения, способен рассказать взрослому о своём самочувствии и о некоторых опасных ситуациях, которых нужно избегать. Познавательное развитие: Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, пытается устанавливать взаимосвязи между свойствами предмета и его использованием. Ребёнок активен и самостоятелен в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач. Проявляет интерес к экспериментированию. Способен наметить последовательные шаги развития ситуации. Владеет системой эталонов, соотносит свойство предмета с эталонами.выделяет сходство и различия. Интересуется изучением природного мира, высказывает догадки, размышляет о причинах природных явлений, организует и осуществляет познавательно – исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами. Речевое развитие. Ребёнок владеет диалогической и монологической речью, может вести деловой разговор со взрослыми и сверстниками. Может привлечь сверстников к общению (обсудить проблему, событие, поступок), выдвигает гипотезы и предположения при обсуждении вопросов и проблем. Речь ребёнка чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове. Активно участвует в обсуждении литературных произведений нравственного содержания, оценивая героя не только по его поступкам, но и учитывая мотивы поступков, его переживания. Составляет творческие рассказы, сказки, загадки (с использованием описаний и повествований). Рука ребёнка готова к письму. Художественно – эстетическое развитие. Умеет создавать работы по собственному замыслу, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы и сочетать их, планировать свою деятельность и достигать качественного результата, самостоятельно и объективно оценивать его. Обладает определённым объёмом знаний о декоративно – прикладном искусстве, о разных видах графики, живописи, скульптуры и натюрморта. О специфике труда людей различных жанров (иллюстратор, скульптор, художник - портретист, архитектор, и т.д.). Умеет выделить главное, используя адекватные средства выразительности: цвет, форму, размер, расположение на листе, в композиции. Сформированы моторные умения: свобода движений, точность, ритмичность, плавность, сила нажима и т.д. Знает и умеет применять разнообразные материалы, инструменты и техники в рисовании, аппликации и лепке. Экспериментирует в создании образа; в процессе собственной деятельности проявляет инициативу; проявляет самостоятельность в процессе выбора темы, самостоятельно сочетает изобразительные техники и материалы. Демонстрирует высокую техническую грамотность. Физическое развитие. Ребёнок проявляет интерес к физическим упражнениям и правильно выполняет их, проявляя самоконтроль и самооценку (контролирует свои действия и управляет ими). Развита крупная и мелкая моторика. Сформирована потребность двигательной активности. Самостоятельно выполняет основные культурно – гигиенические процессы, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. 8 лет Социально-коммуникативное развитие Ребенок усвоил нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие Развиты интересы детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие Ребенок владеет речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Художественно-эстетическое развитие У ребенка развиты предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие Ребенок приобрел опыт в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП Сертифика т Владелец 603332450510203670830559428146817986133868 575791 КУХАРЕНКО МАРИНА ЮРЬЕВНА Действител ен С 17.08.2021 по 17.08.2022